Традиции и семейные ценности

Колонка Раввин Александр Борода в свежем выпуске журнала Nstyle. Тема номера: традиции и семейные ценности.

В 1964 году на Бродвее вышел мюзикл «Скрипач на крыше» (по мотивам повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник»). Спектакль очень быстро обрел популярность и стал частью золотого фонда бродвейских шедевров. В 1971 году вышла киноверсия мюзикла, ставшая для многих хрестоматийной иллюстрацией еврейского уклада жизни. Главный герой – небогатый Тевье-молочник – в первом монологе, представляя себя зрителям, говорит о главном в своей жизни и в жизни обитателей местечка Анатовка – о традиции. Tradition! – возглашает он и показывает на небо.

Традиции полностью регулируют уклад жизни, влияют на распределение ролей мужчин, женщин и детей, на взаимоотношения с миром и Б-гом. В его монологе прозвучит аллегория, давшая название всему мюзиклу, – «скрипач на крыше». Задачей человека, как и задачей музыканта, является сыграть свою «мелодию» и не свернуть себе шею. Но что же помогает ему устоять на ногах и удерживать столь сложный баланс? Традиция. Свое рассуждение Тевье завершает следующим изречением: Without tradition our lives will be as shaky as fiddler on the roof («Без традиции наши жизни будут шаткими, как скрипач на крыше»).

С одной стороны, строгое следование традиции как бы усложняет жизнь, привносит в нее какую-то иррациональность или даже безумие. С другой – именно традиция позволяет человеку быть стойким, несмотря на переменчивые обстоятельства жизни и испытания.

В иудаизме существует множество заповедей – как повелительных (например, соблюдать субботу, отделять часть доходов на благотворительность), так и запретительных (самые известные из них входят в морально-этический кодекс всего человечества: не укради, не лжесвидетельствуй и другие).

Общее число заповедей – 613, и они регламентируют весь цикл жизни и все ее сферы. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы наполнить каждый день духовностью, совершать каждое действие осмысленно, понимать, видеть свой путь. Но, тем не менее, еврейский народ за тысячи лет скитаний обретал все новые и новые обычаи и традиции, которые в том числе формировались под влиянием культур окружающих их народов.

Так, обычаи восточных общин соотносятся с обычаями мусульман, в то время как европейские общины имеют совершенно другие культурные особенности. Это отражается как на быте, национальной кухне, костюме (традиции покрывать голову разными способами), так и на более фундаментальных вещах – архитектуре и устройстве синагог, даже на языке. Ашкеназские евреи – изначально выходцы из Германии, составляющие большую часть европейских евреев, – говорили на идише (смеси иврита и немецкого языка). В зависимости от того, где проживала община, менялся ее язык.

Язык евреев, живших среди славян на территориях Польши, Украины, Белоруссии и России, отличается большим количеством слов со славянскими корнями, а язык сфарадим – восточных евреев, изначально выходцев из Испании – представляет собой смесь иврита и испанского (ладино). Горские же евреи говорят на джуури, имеющем иранские и ивритские корни.

По этой же причине кашрут – религиозные законы о разрешенной и запрещенной пище – не подразумевает определенного меню: не существует такого понятия, как национальная еврейская кухня. Зато существуют традиционные блюда марокканских евреев, русских евреев, йеменских евреев и так далее.

Но как же это работает в XXI веке, когда замкнутость даже самых закрытых общин весьма условна? Все и вся перемешивается легко и быстро. Существует ли вероятность того, что верность традициям станет просто невозможной?

В сохранении традиции необходимы не их строгое хранение и педантичное исполнение, но два других жизненно важных действия: получение и передача. Чтобы традиция продолжала жить, несмотря на нынешние невзгоды и переменчивые обстоятельства, надо, во-первых, перенять традицию от предшественников, а во-вторых – что не менее важно – передать ее последователям. Только в такой связке традиция остается живой и востребованной, обогащается опытом поколений. Конспектирование и детальное воспроизведение – совершенно другой жанр, сродни музейному делу, или, образно говоря, мумификации.

Именно поэтому в Торе такое пристальное внимание уделяется воспитанию последующих поколений. «И расскажи сыну своему» – лейтмотив всего повествования Танаха.

Но что делать советским евреям и не только – многим европейским и американским евреям, оказавшимся ровно в такой же ситуации (только не из-за политического режима, а по причине добровольного отхода от традиции)? Кто научит их?

Если человеку не рассказывали, что такое традиция, не научили молиться и не объяснили, как надевать тфилин (специальные футляры со свитками фрагментов из Торы; завязывание ремешков, к которым они прикреплены, отличается в разных общинах), или, говоря обобщенно, не научили, как мы должны воспринимать радость и как должны переживать горе… то ответ для такого человека заключается в первом действии – получить. О передаче традиции в трактате Авот сказано: «Моше получил (кибел) Тору на горе Синай». Фраза могла быть построена по-другому: Всевышний даровал Тору Моше. Но тогда Моше не являлся бы тем, кто действует, он был бы лишь пассивным, воспринимающим это действие. Мудрецы учат, что мы должны быть активными: ведь получить – это тоже действие. Даже в русском языке мы употребляем этот глагол в выражениях «получить образование», «получить награду» – это слово отражает процесс, который требует наших усилий, вовлеченности, заинтересованности. Поэтому у каждого есть возможность возобновить цепочку передачи традиции в любом возрасте, найти учителя, авторитет, выбрать путь, по которому захочется пойти, и главное – не просто окружить себя причудливыми обрядами культуры, но присоединиться к пути духовного развития, тысячелетнему опыту предшественников, обогатить свой личный опыт понимания мироздания.

Написано в притчах Соломона – книге Мишлей: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отказывайся от учения матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей». Обычаи и традиции – это не пережиток прошлого, не бесполезные действия. Это осознание своей личной значимости, это настоящее уважение, которое ты проявляешь к себе, своей истории, своим предкам.

Где больше всего уделяется внимания традициям и церемониям? В королевских семьях. Потому что таким образом создается атмосфера почтения и пиетета. Традиции позволяют человеку чувствовать себя уверенно даже в самых сложных обстоятельствах, именно они оберегают его гордость и достоинство.

Ссылки на аккаунты издания:
@nstyle_magazine, @netrudman