Ответственность за грехи

Сойдя с горы Синай и увидев золотого тельца, Моше повелел казнить три тысячи своих сородичей. Брат Моше Аарон, один из создателей идола, испытал ещё более суровое наказание: он умер на подходе к Эрец Исраэль, так и не увидев ее. Можно ли считать такое распределение ответственности справедливым? Кто был в большей степени виноват — один из народных лидеров или сам народ?

На ваши вопросы отвечает раввин Александр Борода:

«Отвечая на данный вопрос, необходимо заметить, что Моше не велел казнить никого из потомков двенадцати колен Израиля. Действительно, были казнены три тысячи человек, но в основном — египтяне. Увидев чудеса и знамения, сотворенные Всевышним в Египте, некоторые из египтян ушли из своей страны вслед за евреями и жили в одном стане с ними, оставаясь при этом идолопоклонниками. Таким образом, сыны Леви действительно исполнили предписанное наказание язычникам — так эту масштабную казнь разъясняют все комментаторы Торы. Поэтому в данном случае речь идет о каре язычников за их подстрекательство, за сотворение и поклонение идолу.

Участие Аарона в грехе золотого тельца и его последующее наказание — особенный вопрос. Он, как и его брат Моше, как его сестра Мирьям, умер в пустыне, на подходе к Земле Израиля, так и не войдя в нее. В определенном смысле, Аарон был предан своему народу даже больше, чем Моше, потому что Моше был, в первую очередь, слугой Всевышнего. Аарон же был народным любимцем и лидером, которого почитали и мужчины, и женщины. Написано, что, когда его не стало: «Оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля», — то есть весь еврейский народ.

В связи с этим нужно сказать, что ответственность за грехи есть как на лидере, так и на народе. Народ несет свой ответ за исполнение указаний, а лидер за укрепление веры народа и удержание его от дурных поступков. Даже Моше Рабейну, который не был среди евреев в момент совершения греха золотого тельца, а был на горе Синай, тоже в ответе за происшедшее. Аарон участвовал в грехе напрямую и за это на нем лежит прямая ответственность, о чем ему сказал Моше, спустившись с горы Синай. Нужно признать, что Аарона насильно заставили изготовить идола: его племянник Хур был убит за сопротивление идее о тельце, и такая же участь ждала Аарона, если бы он не поддался.

Ответственность ложится как на народ, так и на Аарона, и на Моше. Каждый из них получил свое наказание в том или ином виде. Ни Аарон, ни Моше не вошли в Землю Израиля, и весь еврейский народ расплатился за содеянное».