Мир после пандемии

Представляем вашему вниманию колонку раввина Александра Бороды на тему «Мир после пандемии» в журнале N-Style.

В начале Свитка Коэлета – Книги Екклесиаста – мы читаем: «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: «Гляди, это новое!» – но уже было оно в веках, что прошли до нас».

В самых древних источниках мы находим сведения о пережитых эпидемиях и случаях массовых заболеваний, уничтоживших целые города и поселения. Пандемии черной оспы, чумы, холеры, тифа, туберкулеза уносили миллионы жизней, парализовали общество, казались неразрешимой задачей для медиков, привносили раздоры, конфликты, необоснованные обвинения, толкали людей искать ответы в мистических учениях или теориях заговора.

Если рассматривать историю каждой пандемии в отдельности, то, разумеется, найдется множество деталей, отличающих один трагический эпизод от другого. Но если смотреть в целом, то есть некая общность, обусловленная в первую очередь человеческой природой, свойствами нашей души. Любой человек, находящийся в здравом уме, боится смерти и страданий, это естественный страх, не зависящий от национальности или вероисповедания. Мы также все боимся неизвестности, а помимо страха за себя есть страх за наших близких. Сам факт распространения заболевания (до того как оно, не дай Б-г, затронуло нас физически) затрагивает нас психологически: в обществе может возникнуть паника, и, наоборот, случаются неадекватные реакции отрицания и бесстрашия. Сверх этого условно негативного фона есть ход жизни, которая не останавливается: нужно питаться, растить и кормить детей, а значит, необходимо работать.

В нашей голове образуется сложный микс из приоритетов и боязней, целей и задач.

Пандемия коронавируса – это вызов для людей XXI века, привыкших к комфорту, свободе передвижения, легкодоступности развлечений и разных форм досуга. Начиная с февраля стремительно начали меняться внешние обстоятельства: люди были вынуждены в одночасье изменить свои привычки, многие остались без работы. И лидерам государств, и каждому из нас нужно было найти ответы на два ключевых вопроса. Во-первых, как сохранить жизнь и здоровье? Во-вторых, как продолжать жить в изменившемся мире?

В Танахе есть сюжет с излечением царя Хизкиягу (Езекия), рассказанный в книге пророка Йешаягу (Исайя). На праведного царя, совершившего множество великих добрых дел, была ниспослана неизлечимая болезнь. И пророк Йешаягу сказал царю, что у него нет шанса на излечение, так как это наказание за то, что он не женился и не произвел потомство на свет. Хотя у Хизкиягу и была уважительная на то причина, так как ему предсказали рождение сына-злодея, он все равно не имел права вмешиваться в Б-жественный план, а должен был делать то, что должен. Царь раскаялся, молил о прощении, и Всевышний послал ему исцеление.

Через этот случай наши мудрецы учат, что в момент болезни, в тяжелые времена мы должны молиться Б-гу и искренне уповать на него. Но также важно другое. Несмотря на наши внутренние страхи, которые могут быть весьма обоснованными, и несмотря на внешние враждебные обстоятельства, мы должны продолжать жить.

Уже полгода человечество существует в новых реалиях. Маски, перчатки и кожные антисептики – теперь неотъемлемая часть нашей жизни. Мы почти перестали здороваться за руку и пытаемся держать дистанцию между собой и людьми. Абсолютно точно это не естественное для нас состояние. Мы очень быстро устали от домашнего офиса, «Зума» и онлайн-шопинга. Как только открылись кафе, все столики сразу же заполнились людьми. Человек может измениться только посредством внутренней самостоятельной работы, принятия каких-то решений, но когда его вынужденно помещают в те или иные обстоятельства, он мечтает избавиться от них при первой же возможности.

Меня часто спрашивают: есть ли духовный корень у случившейся пандемии? Является ли это наказанием или промыслом Б-жьим? Мы верим, что в мире все исходит от Всевышнего. Б-г создал его и продолжает каждую секунду участвовать в постоянном акте творения. В то же самое время человеку дана свобода выбора и способность самому принимать решения, влиять на развитие событий. Мы с вами живем во время, когда присутствие Б-га скрыто в нашей повседневной жизни. Были эпохи, когда Всевышний физически зримо влиял на ход истории. Исход евреев из Египта, их странствия по пустыне, дарование Торы – самые яркие примеры такого прямого вмешательства. Затем была эпоха пророков, которые могли транслировать послания Б-га. В наше же время нам трудно угадать замысел Творца, иногда мы можем что-то понять лишь спустя время, а иногда постижение ответов шире возможностей человеческого разума. Сегодня никто не может по-настоящему понять, за что Всевышний послал человечеству такое испытание. Но мы однозначно знаем, что любая критическая ситуация – это знак того, что необходимо укрепиться в добрых поступках, это возможность проявить свои лучшие человеческие качества.

Всевышний наделил человека огромным творческим потенциалом, возможностью влиять на порядок вещей. Обстоятельства пандемии показывают нам, как много зависит от того, что человек делает и чего не делает.

Это еще один сигнал для укрепления мира. Фундаментальная заповедь Торы, актуальная для всего человечества: «Возлюби ближнего, как самого себя». Именно в периоды бедствий надо стараться усиливать ее исполнение. Ведь это и лекарство от равнодушия: если рядом страдают люди, а безопасность большинства зависит от моего личного поведения, то я должен сделать все возможное, чтобы исправить ситуацию. Для людей, которые чересчур фокусируются на негативных фактах, полезно переключиться на конкретные дела: помощь ближним, волонтерство.

В этом году 18–20 сентября иудеи празднуют Рош ха-Шана, еврейский Новый год, духовный смысл которого – суд над миром. Это серьезнейший день в году, когда мы молим Всевышнего, чтобы Он вынес нам всем оправдательный приговор, чтобы Он простил нам грехи и даровал удачный и счастливый год. В один из кульминационных моментов молитвы звучит такая формула: раскаяние, молитва и благотворительность (добрые дела) отменяют суровый приговор, что применимо для каждого человека, равно как и для человечества в целом. Если мы хотим, чтобы наша жизнь поменялась, то внешних установок недостаточно – требуются конкретные дела, духовная работа и помощь Б-га.

Мы также должны помнить, что именно жизнь является величайшим даром Б-га, физическое здоровье дает нам возможность совершать добрые дела, созидать, воплощать Б-жественый замысел на земле, поэтому у нас есть прямая обязанность беречь здоровье. Существует рассказ про Рогачевского Гаона, великого мудреца Торы, жившего в XIX–XX веках. Он шел со своими учениками, и по пути они наткнулись на пасущееся стадо быков. Рогачевский Гаон велел ученикам обойти это место. На вопрос «неужели величайшего мудреца может остановить страх?» он ответил, что в Торе дано 613 заповедей, за неисполнение или нарушение 612 из них можно раскаяться, но за нарушение заповеди о сохранении жизни уже не будет возможности попросить прощения.

Берегите себя и своих близких. И давайте будем уверены в том, что с Б-жьей помощью ученые в ближайшем будущем победят вирус, так же как на протяжении долгой истории побеждали другие болезни. А изменится наш мир или нет – зависит уже только от нас.

Ссылка на весь номер журнала:

в App Store
https://apps.apple.com/ru/app/nstyle/id1119112571

в Google Play
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.quazarteam.Nstyle