Почему «проказа» считалась наказанием за злословие? Тора очень строго относится к греху злословия и клеветы, но, несмотря на это, оно повсеместно в современном мире, и не существует реального наказания за плохие слова?
На ваши вопросы отвечает раввин Александр Борода:
«К сожалению, факт отсутствия не только наказания, но и осуждения обществом злословия свидетельствует о низком уровне морали. Безусловно, злословие является одним из самых страшных грехов, потому что оно не только пагубно влияет на состояние общества, наносит порой непоправимый ущерб отношениям между людьми, но зачастую может разрушить судьбу человека.
Строгое отношение Торы к понятию злоязычия призвано предостеречь людей от его последствий. Мы читаем в Пятикнижии, как при совершении данного греха у человека возникала проказа, таким образом, человеческое тело физически отторгало злословие. Это свидетельствует о высоком нравственном уровне наших предков и сильной духовной связи с материальным миром. К сожалению, сейчас мы наблюдаем дисгармонию между состоянием тела и нашей речью, плохие слова о другом человеке никак не отражаются на нас, нет прямой физической реакции, заставляющей остановиться. Мир соцсетей, в котором происходит негативное публичное обсуждение друг друга и даже незнакомых людей, без какой-либо попытки выяснить правду — один из ярчайших показателей морального падения.
Несомненно, мы должны стремиться к таким взаимоотношениям души и тела, в рамках которых злые мысли и слова буду вызывать отторжение на физическом уровне. Для этого необходима колоссальная духовная работа и полное осознание вредоносности плохих слов.
Еврейская традиция приравнивает злоречие к совокупности трёх самых страшных грехов — идолопоклонству, кровосмешению и убийству; так как оно способно нанести урон, соразмерный им».