Разрешается ли дать сдачу обидчику? И можно ли вступать в драку, если у тебя благие намерения?
«Есть два понимания выражения “дать сдачу”: одно – буквальное – “нанести удар”, другое –иносказательное – “ответить на негативные действия, совершенные в твой адрес”.
Если говорить о буквальном значении – физическом действии – то участие в драке попадает под статью уголовного кодекса, то есть запрещено законом, который никто не имеет право нарушать. Любое рукоприкладство может привести к действительно тяжёлым последствиям.
Однако обидчик должен хорошо понимать, что его действия обязательно вызовут обратную реакцию, и в этом смысле безнаказанность оскорбительного поступка абсолютно неприемлема.
Если речь идет о принесении телесных повреждений, этот вид преступления должны зарегистрировать правоохранительные органы, а обидчик должен быть наказан согласно российскому законодательству.
Если же мы говорим гипотетически о нанесении ущерба или вреда, то в Торе есть четкое правило неотвратимости наказания за преступление или неотвратимости ответной меры.
Согласно еврейскому закону физический ущерб должен быть компенсирован материально. В этом и заключается смысл фразы «зуб за зуб» или «глаз за глаз» – то есть у любой нанесенной травмы есть денежный эквивалент, который призван восполнить ущерб.
Если мы говорим об ущербах иного рода: должны ли мы терпеть моральные или материальные издевательства в свой адрес? Однозначно, нет! Ни в коем случае!
Мы считаем, что обидчик всегда должен получать заслуженное наказание. То, каким оно будет, определяется уголовным кодексом страны проживания и еврейским религиозным законом».