Зачем Б–гу «жилище»? В чем смысл храма в Иудаизме, если Б–г вездесущ?
На ваши вопросы отвечает раввин Александр Борода:
«Понятие “жилища” для Всевышнего — абстрактно. Написано в Святых Книгах, что сначала Всевышний сотворил все духовные миры, а затем — наш, материальный мир, который по своей природе из всех миров является самым бездуховным и отдаленным от святости. Он создал его с одной целью: чтобы люди возвысили этот мир в святости над другими мирами посредством своего служения Всевышнему. Сказано, что этот замысел — необъяснимая страсть Всевышнего. В данном ключе весь материальный мир становится жилищем Творца. Но что люди называют жилищем? Место постоянного пребывания. То есть не случайное присутствие, не фрагмент явления, как было при даровании Торы, а именно перманентное обитание.
Храм — это материальное сооружение, в котором святость выше, чем в любом другом месте. В Храме было позволено приносить жертвы, люди могли посредством священников — коэнов — искупить грехи. По мнению Рамбама, Мойше бен Маймона, Храм и был воздвигнут для возможности служения посредством жертвоприношений, при помощи которых происходило наиболее сильное взаимодействие человека с Всевышним. В Храме Б–г внимает человеческому раскаянию, а жертва является частью раскаяния; в нем Б–г слышит благодарность человека, и жертвоприношение является материальной демонстрацией благодарности. И кроме как в Иерусалимском Храме, местонахождение которого определено самим Всевышним, не было возможности полноценного соприкосновения с Б–гом и осуществления заповедованного Им служения.
Мы можем также обратиться к другому мнению, мнению Рамбана, Моше бен Нахмана, который утверждает, что Храм необходим и без жертвоприношений, так как Всевышнему важно наличие места, выделяющегося особой святостью даже в уже преображенном святостью мире. Требуется пространство, в котором человек сможет ощутить уникальную сакральную силу Творца».