Когда ложь допустима?

Одна из заповедей запрещает лгать. Но в жизни бывают обстоятельства, когда ложь кажется лучшим вариантом. Например, в бизнесе при заключении сделок или когда ты знаешь, что близкий человек смертельно болен, и ты обманываешь его, говоря, что все хорошо. Когда ложь допустима?

«В Торе сказано, что обманывать запрещено, и ложь, безусловно, это плохо. Тем более, если это касается бизнеса или других дел, то ложь категорически не допускается. Как нельзя обманывать других людей, так нельзя обманывать и себя, а это происходит, когда мы не хотим смотреть открытыми глазами на какие-то факты и занимаемся самообманом.

Вместе с тем бывают случаи, когда обман действительно требуется, и он во благо. Например, для спасения жизни человека или для того, чтобы сохранить мир в семье. Иногда нужно сказать жене, что муж ее очень любит, и даже если это не совсем так, это все равно может улучшить отношения в семье.

Одним из важнейших критериев, по которому можно хоть немного «легализовать» ложь, является отсутствие личного интереса у того, кто ее произносит. То есть, у того, кто говорит неправду, должны быть иные, более высшие цели, чем собственная выгода.

В качестве такого примера можно привести обман праотца Якова, когда он получил благословение у своего отца Ицхака, представившись своим братом Эсавом. В книге «Зоар» приводится комментарий, что Яаков это сделал, чтобы получить благословение для будущих поколений, а сам им никогда ни разу не воспользовался. Яаков понимал, что его потомкам будет нужно благословение в изгнании, и поэтому он пошел на обман, но у него не было в этом никакого личного интереса, только высшие цели.

Ради таких высших целей, с разрешения раввина, человек может искажать реальность. Но это отдельный, особый случай, а в целом, безусловно, обманывать запрещено».