Урок Торы для женщин в Жуковке

15 Июля 12:00

Мы начинаем книгу «Дварим» в предверии 9 ава, дня траура и скорби. В этот день мы читаем свиток «Эйха» пророка Ирмияhу. Ему принадлежит одна из моих любимых фраз: «Подобно молоту, слово Вс-вышнего разбивает скалу». Интересно, что слово «Дварим» переводится именно как «слова, речи».

Так и начинается последняя пятая книга Торы:
«Вот речи, какие говорил Моше всему Исраэлю на берегу Йардена, что до пустыни Арава, что до степи, против Суфа, между Паран, и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав.»

Каждое географическое название в этом предложении напоминает о том, как мы испытывали Творца в пустыне:
— слово «пустыня» — о том, как евреи роптали на Моше и требовали воды,
— название «Арава» — о блуде евреев с моавитянками и мидьянитянками,
— слово «Суф» (Тростниковое море) — о нежелании выполнить повеление Вс-вышнего и зайти в море на седьмой день после выхода из Египта, о вопросах народа к Моше: «…разве недостаточно могил в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне? Что ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Разве не говорили мы тебе в Египте — отстань от нас и будем мы работать на египтян? Ибо лучше нам служить египтянам, нежели умереть в пустыне!»,
— место «Паран» — о грехе разведчиков, из Парана 12 старейших отправились высматривать Землю Израиля и через 40 дней, 9 ава, вернулись, говорили «лашон а-ра» об Эрец Исроэль и подняли беспричинный вопль народа до небес. «И говорили — лучше бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой!.. И зачем Вс-вышний ведёт нас в землю эту? Чтобы пали мы от меча?». С этого дня и началась история трагедий 9 ава,
— слово «Тофель» — о плаче сынов Израиля о мясе, о недовольстве уже надоевшим им маном, ежедневно падавшим с неба,
— Место «Хацерот» — о бунте Кораха, двоюродного брата Моше,
— «Ди-Заhав» — о грехе золотого тельца («заhав» на иврите — «золотой»), которого сделали евреи 17 тамуза 2448 года через 40 дней после дарования Торы на горе Синай.

Обратите внимание, что всё что, я перечислила здесь подходит под слово «упрёк, укор, порицание, выговор». На иврите это понятие называется «тохаха» — от глагола «леохиах» (укорять , увещевать, предупреждать). Мы читаем эти увещевания в книге « Дварим» в канун 9 ава, — это намёк на то, что Творец предупреждает нас, даёт нам возможность сделать тшуву, раскаяться, исправить себя. Ведь «тохаха» — это не критика сущности человека, а только исправление его поступков. Как это делает Творец, с любовью и милосердием.

Продолжим обсуждать книгу «Дварим» 15 июля, в Жуковке, в 12.00.