Иудаизм и этикет

Иудаизм поддерживает этикет в самых разных его аспектах, конечно же, если же его следование не противоречит заповедям Торы. Ведь иудаизм учит нас этикету не только по отношению друг к другу и окружающему миру, но и по отношению к Творцу.

Вспомним известную хасидскую историю.

Однажды Гурский Ребе пришел на прием к еврейскому богачу, близкому к правительству Польши. Тот самый богач, некогда родом из традиционной еврейской семьи и получивший еврейское воспитание, давно отошел от религии предков, занимая важный пост и имея в своем окружении исключительно польскую аристократию. Шаг за шагом следованию моде в одежде, интересах и образе жизни своих польских современников еврей совершенно ассимилировал, так, что даже не понял, что его гостем являлся великий праведник. Как следует догадаться, трапеза, за которой богач встретился с раввином, не была кошерной, а когда вошел уважаемый гость, то богач даже не встал, чтобы почтить раввина.

«Приятного аппетита!» — неожиданно воскликнул Гурский Ребе.

«Знали бы вы, что я ем, не стали бы мне такого желать», — поперхнулся богач.

Мудрец ответил: «К сожалению, все больше евреев сегодня отходят от традиций, в том числе и в пище, которую они едят. Но представ перед Всевышним, им придется нести ответ за каждый проглоченный кусочек. Но приговор им будет значительно менее суровым, нежели тем, кто ест запрещенную пищу в пику Создателю. Потому я пожелал и еще раз желаю вам приятного аппетита».

Раввин в этой истории не только проявил себя как мудрец, но и сделал это тактично, вежливо и с моралью, как полагает этикет.

Так или иначе, этикет прослеживается во многих вопросах в еврейской традиции. Как принимать гостей? Как быть хорошим гостем? Как правильно воспитывать детей? И многое другое. Изучая Тору, мы не раз встречаем истории, свидетельствующие об этикете наших праотцов в самых разных ситуациях. И связано это, прежде всего, с традицией благословения и добрых дел, которая заложена в иудаизме.

Когда праотец еврейского народа Яаков встретился с фараоном, он не просто поздоровался с ним и из вежливости узнал о его здоровье, как это принято в обществе. Известный комментатор Талмуда Рамбан объясняет, что придворный этикет никак не позволяет подданным спрашивать о здоровье царя, и пожелание ему долгого царствования и процветание династии, было настоящим благословением. Когда же Яаков покидал фараона, он пожелал ему, чтобы воды Нила поднимались навстречу ему, когда бы он ни подошел к реке. Едва ли это было простой вежливостью, не каждый бы решился на такой «вольный» разговор с царем.

Из этой истории очевиден вывод, что слова, произнесенные нами, имеют особый смысл и особое значение для Творца. Спрашивая человека о здоровье – мы желаем ему здоровья; произнося приветствие «шалом», которое означает «мир», мы желаем друг другу мира и согласия. Это касается и обратного процесса: игнорируя такие, казалось бы, светские мелочи, как поздороваться и пожелать ближнему хорошего дня, мы лишаем его нашего благословения.

Приведем простой, бытовой пример, когда исполнение заповеди граничит с правилами этикета. Считается, что субботняя или праздничная трапеза должна быть такой, чтобы к ней мог присоединиться царь – принято подавать еду, которую мы не едим в будни и радовать гостей гастрономическими изысками! В действительности же, все прекрасно понимают, что сегодня к нам в гости вряд ли придет «царь» в прямом смысле этого слова, но именно как к царю нам следует относиться к своим гостям.

Или же, на гостях свадьбы возложена заповедь «веселить невесту». Ведь действительно, в жизни девушки, свадьба – один из самых волнительных моментов. В светском мире люди могут веселить или не веселить невесту, отталкиваясь от личных убеждений, настроения и других факторов. Иудаизм же учит нас, что мы сами получаем благословение и радуем Творца, исполняя заповеди, таким образом, для религиозного человека вопрос этикета и вежливости не стоит.

В заключении хочу отметить, что этикет играет важную роль в нашей жизни, правила поведения делают нам мир лучше, мотивируют людей развиваться как личностей и развивают наше общество. Эти нормы поведения мы можем назвать этикетом, заповедями или хорошим воспитанием, это уж, как кому ближе, но придерживаться их, конечно, стоит всем без исключения!

Раввин Александр Борода для журнала Nstyle