Интервью. Раввин о «Жуковке» и о себе

Президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор и основатель Еврейского музея и Центра толерантности, раввин синагоги в Жуковке Борода Александр Моисеевич рассказал газете «Рублевка Life» о своем пути к религии и непростых обязанностях раввина.

Александр Моисеевич, недавно все евреи отмечали Рош а-Шана — еврейский новый год, поздравляю вас! Почему он отмечается именно 9 сентября?

Спасибо за поздравление! Рош а-Шана отмечают в ночь с 29 Элула на 1 Тишрея. Так называются месяцы в еврейском календаре. В 2018 году эта дата выпал на 9 сентября. Это день сотворения человека, Адама — прародителя всех людей на земле.

Как отмечают этот праздник и что принято желать в этот день?

Принято желать хорошего и сладкого года. Согласно нашей традиции, Рош а-Шана — это День суда, на котором Бог определяет судьбу человека на весь год. Это день молитв, покаяния и просьб. В отличие от светского Нового года, это не время веселья в классическом понимании. Мы, конечно, готовим праздничную трапезу, но еда на столе символизирует обращения ко Всевышнему. В этот день принято есть много сладкого, к примеру, яблоки с медом, чтобы год был удачным. Нельзя употреблять горькое и перченое. Еще мы едим голову рыбы, чтобы быть во главе событий в наступающем году. Также принято есть гранат, поскольку он наполнен множеством косточек, как и люди наполнены заповедями Всевышнего.

Как, родившись в СССР — религиозно закрытой стране, Вы пришли к религии?

У меня с детства было множество вопросов, которые оставались без ответов. Я пытался понять, что является точкой отсчета в морали, в законе, в поведении людей. Меня всегда интересовали мудрецы – люди, которые знали ответы на все эти вопросы. И я не понимал, откуда у них такие знания, и как этому научиться. Потом осознал, что все отправные точки заключены в религии, и она отмеряет, что хорошо, а что плохо. И зачастую это отличается от того, к чему мы привыкли. Религия расширила мое понимание, дала ключ к осознанию реальности и оценке происходящего. Я хотел наполнить жизнь смысловой нагрузкой, и религия помогла мне в этом, сделав мою жизнь интересной, осмысленной и продуктивной.

Какой путь нужно пройти, чтобы получить звание раввина? И что значит быть раввином?

Формально раввин — это человек, который получил определенное образование и диплом. Я в этом смысле заочник: учился сам, потом сдал экзамены в раввинате Израиля. Основа знаний – главные книги иудаизма: Тора, Талмуд, Шульхан Арух. Если смотреть на раввина как на кладезь знаний, то он должен опираться на свой и чужой опыт, черпать его из книг и из жизни, чтобы быть полезным людям. Раввин – это психолог и в вопросах воспитания, и в вопросах семейных отношений. Это человек социальный, находящийся в контакте с членами общины. А ведь это люди с разными характерами, пристрастиями и привычками, поэтому он должен быть приятен и симпатичен. Раввин должен иметь навыки административно-хозяйственного и финансового управления, быть хорошим оратором и организатором.

Возможно ли нееврею принять иудаизм?

Принять иудаизм гораздо сложнее, чем принять христианство или ислам. Иудаизм не является миссионерской религией, у нас нет задачи, чтобы все стали иудеями. Гиюр – процесс обращения в иудаизм – занимает минимум год. Это требует большого объема знаний и соблюдения множества религиозных предписаний. У нас 613 заповедей, их нужно соблюдать и понимать. В основе принятия иудаизма – стремление к Богу, а не другие интересы.

Религиозный центр «Жуковка» построен в непростом месте – на Рублевке, тут проходит президентская трасса. Почему выбрали именно это место?

До открытия Центра здесь восемь лет существовала синагога, которая была очень востребована. Наш принцип – идти туда, где есть прихожане. Сюда традиционно приезжали жители запада Москвы и Подмосковья, а теперь «Жуковка» стала популярным местом среди москвичей вне зависимости от района проживания. И что приятно, сюда приходят не только евреи. Наши мероприятия посещают люди и других национальностей, которые с уважением и интересом относятся к нашей культуре.

У вас пятеро детей, можно ли сказать, что «Жуковка» – еще один ваш ребенок?

Без ложной скромности, это — мое детище. То, что он здесь открылся — чудо в чистом виде. Наш общинный Центр уникальный, мы получили за него три архитектурные премии. Это красивейшее здание, в которое влюбляется всякий, кто сюда попадает. Его уникальность нельзя рассматривать в масштабе Подмосковья или даже России, это место уникально в масштабе мира. Таких синагог больше нет нигде.

В чем же его особенность?

Центр построен по принципу «город в городе» и расположен в лесу. Здесь есть большая синагога и ешива – религиозное высшее учебное заведение. Так же гостевой дом с квартирами, и гостиница. Работают ритуальные бассейны: мужской и женский. Наш детский центр «Малка» один из лучших в районе. Недавно мы достроили к нему спортивный зал. На территории Центра открыт большой веревочный парк с маршрутами для детей и взрослых. Особая гордость – наш кошерный ресторан, готовый конкурировать с ресторанами Рублевки. Он делится на мясной ресторан и молочное кафе, ведь кашрут запрещает нам смешивать мясное и молочное. Еще мы открыли магазин, где продается религиозная атрибутика, предметы декора, украшения, книги, детские игры. Здесь мы постоянно проводим различные развлекательные, образовательные, культурные и религиозные мероприятия.

Я знаю, что вы скоро будете отмечать новоселье на Рублевке, почему решили перебраться к нам, вам ближе загородная жизнь?

Я не знаю, что значит загородная жизнь или городская. Я в городе не живу городской, а за городом не собираюсь жить загородной жизнью. Сейчас я живу в Москве, а работа у меня везде, но на Рублевке находится ее важный кусочек, и если я здесь буду находиться хотя бы утром и вечером, не считая субботы и праздников, то смогу больше контролировать, содействовать и помогать. Надеюсь, что в течение двух-трех месяцев я сюда перееду.

У вас много важных обязанностей: вы президент ФЕОР, основатель Еврейского музея, член Общественной палаты, и это далеко не все. Где берете дополнительные часы в сутках?

Секрет в том, что в каждом моем учреждении трудятся руководители, которые делают огромную работу. У нас все построено по принципу коллектива. Помимо отношений «начальник-подчиненный» со всеми сотрудниками сложились и товарищеские отношения. А поскольку мы делаем хорошие дела, то и коллектив, чувствуя это, выполняет свои обязанности так, как даже за деньги не делают.

Расскажите про священный день для евреев Шабат. Как отмечают его в «Жуковке»? Почему именно с пятницы по субботу?

В Торе написано: «Шесть дней Бог творил мир, на седьмой отдыхал». Именно поэтому евреи каждую неделю отмечают Шабат: с вечера пятницы по вечер субботы. В «Жуковке» делают то, что и во всем мире: молятся, трапезничают, отдыхают и слушают лекции. В этот день соблюдающим традиции нельзя готовить пищу, пользоваться электрическими приборами. Нельзя работать за компьютером, заниматься стиркой, ремонтом, одним словом — запрещена любая деятельность, изменяющая этот мир.

Поэтому в «Жуковке» есть специальный шабатный лифт?

У нас есть лифт с автоматическим открыванием дверей, чтобы не нажимать на кнопки. Мы позаимствовали эту идею в Израиле.

А есть какое-то объяснение, для чего нужна эта «разгрузка» от дел?

Человеку важно не чувствовать себя рабом условностей, средств коммуникации и информации. Ему необходимо раз в неделю остановиться, задуматься о главном, почувствовать себя свободным. Считается, что человек, который три раза подряд соблюдал Шабат и осознал, что это такое, начинает соблюдать его всегда.

А если происходит форс-мажор, что-то случилось со здоровьем, можно нарушить?

Угроза здоровью отменяет все законы Шабата.

Я знаю, что перед Шабатом существует традиция дарить жене цветы. У вас в семье так заведено? Какие любимые цветы у Вашей супруги?

Да, такая традиция есть. Моя супруга любит разные цветы, нельзя сказать, что есть определенные, главное, чтобы были красивые. На Шабат должно быть хорошее настроение, дорогие подарки дарить каждую неделю тяжело, а вот порадовать мелочью и повысить настроение всегда приятно.

Вы любите больше дарить подарки или получать?

И то, и то. Недавно мне прихожанка подарила козу. А так вообще мне много дарят подарков, но все больше спортивных.

Вы серьезно увлекаетесь спортом?

Я люблю футбол и хоккей. Но сейчас у меня есть цель – пройти Олимпийский триатлон: велосипед, бег и плавание. Для этого активно занимаюсь с тренерами. На велосипеде катаюсь в Крылатском, бегаю на Рублевке, а плаваю в городе. Уделяю много времени физической подготовке. Вообще считается, что тело человеку дано напрокат, и он должен о нем заботиться и поддерживать его в хорошей форме.

Я знаю, что вы занимаетесь шидухом – еврейским сватовством. Расскажите об этой деятельности, только евреев знакомите?

Я знакомлю не только евреев. Но это не моя профессиональная обязанность, а хобби, потому что я знаю много людей, и когда критическая масса сходится, кое-кто может кому-то подойти. Люди приходят и спрашивают, а нет ли у меня подходящей кандидатуры жениха или невесты. Мне эта деятельность доставляет массу положительных эмоций.

У вас большая семья, пятеро детей. Как удается воспитывать детей в религиозном духе при наличие интернета и таком количестве соблазнов в современном мире, как вырастить из них достойных людей?

Только личным примером и общением. Закрыться от всего невозможно. Но нужно, чтобы ребенок в будущем имел устойчивую прививку от всего. А прививка возникает дома и в правильных учебных заведениях.

Какие в еврейской традиции допускаются наказания для детей?

К примеру, древний мудрец Рамбам допускал то, что учитель может слегка наказывать строптивого ученика. Но в современных школах конечно такое не практикуется. Я сам не сторонник физического воздействия. Существуют другие формы наказания и поощрения. Я считаю, что материальные и моральные более эффективны, чем физические.

У вас единственная дочь. Ее сватовством сами будете заниматься? Осознаете, что однажды ее придется доверить другому мужчине?

Пока не знаю (смеется). То, что она выйдет замуж, я, конечно, осознаю. Каких-то критериев для выбора будущего супруга нет, пожалуй, только два — он должен принадлежать еврейской традиции и, конечно, должен быть ей по сердцу.

О чем вы мечтали в детстве, и о чем — сейчас?

С мечтами у меня не очень. Пожарным хотел стать, но карьерный рост не задался (смеется).

Что для Вас счастье?

Человека в жизни должны интересовать три глобальные вещи: религия, дом и работа. Когда в этом есть баланс — его можно назвать счастливым. У меня в этом смысле все гармонично.