Цикличность истории неизбежна?⠀

На ваши вопросы отвечает Раввин Александр Борода.⠀

История еврейского народа циклична. Если мы живём в мире, то следующее поколение, как и поколение наших дедов, обречено быть поколением Холокоста? Или все-таки возможно переломить цикл истории?⠀

«Я бы не согласился с такой простой трактовкой понятия цикличности истории. Если подразумевать закономерность, то она точно не измеряется в масштабе одного-двух поколений.⠀

Например, евреи стали приезжать в Польшу и жить там еще в VII веке, а Холокост и полное разрушение еврейской общины произошло в XX веке. То есть, 13 веков подряд, лучше или хуже, но еврейская жизнь там развивалась.⠀

Аналогичная ситуация в Испании, где еврейская жизнь началась еще в эпоху Римской империи, расцвет ее пришелся на средние века, и только в конце XV века евреи ушли из Испании. Поэтому видеть такие прямые, простые циклы, наверное, неправильно.⠀

Безусловно, каждая страна переживает тот или иной этап развития, и евреи, проживающие в ней, находятся вместе со страной в «историческом движении». В зависимости от того, какие происходят перипетии в конкретном государстве, евреи либо страдают, либо нет.⠀

Сегодня мир стал глобальным: если раньше евреи не имели возможности легко перемещаться между странами и континентами, то сегодня это намного проще. Мне кажется, что идея Холокоста в какой-то отдельной стране, наверное, уже невозможна в силу мобильности и открытости, а также существования широкого информационного пространства.⠀

Хотя, безусловно, риск притеснений и геноцида, к сожалению, никогда не исключен. Ведь мы знаем и сегодня примеры «закрытых стран», где существует режим «железного занавеса» и нет возможности для свободного въезда и выезда, такие как Северная Корея или Иран. Поэтому цикличность в развитии еврейской общины есть, есть времена заката и расцвета, но это не относится к истории одного-двух поколений».